Skip to content

Домой Связаться с нами Поиск
 
 
Многоликая богиня Сарасвати. Версия для печати Отправить на e-mail

Сарасвати является одной из немногих богинь ведической культуры, которые не утеряли свою значимость и по сей день. С древних времён и по настоящее время её воспринимают в трёх формах: реки, речи и богини. В ведической культуре её характер и её свойства связаны с могучей рекой Сарасвати. В индийской традиции она является самым ранним примером богини, которая ассоциируется с рекой. В символическом смысле она несёт в себе священные свойства реки и воды в целом.

Так как в различных религиях символизм воды богат и сложен, то в ведическом описании Сарасвати важными являются два признака. Первый – она дарует щедрость, изобилие и богатство. Её воды обогащают землю, вследствие чего она даёт урожай. Второй – Сарасвати олицетворяет чистоту, так же как вода, в особенности проточная. В ведических книгах часто говорится о том, что берега Сарасвати являлись священными местами, которые использовались для проведения обрядов. Вода реки Сарасвати была источником очищения.

Другая особая ассоциация, связанная с реками, это образность ухода от мира невежества и рабства на широкий берег, который представляет собой мир просветления и свободы. В этой метафоре река представляет собой состояние перехода, период рождения, во время которого духовный временный житель претерпевает процесс жизненно важных изменений. Река несёт в себе мощную очищающую энергию, в которой паломник топит свою прежнюю сущность и рождается заново, свободный и просветлённый.

Легенда о реке Сарасвати:

Однажды на берегу реки Сарасвати ведический мудрец Васиштха проводил обряд покаяния. Вдруг появился воин, заклятый враг Васиштха, обращенный в святого Вишвамитра, и сказал реке Сарасвати: “Накрой Васиштха и принеси его мне на своих волнах”. Сарасвати колебалась некоторое время, но потом вышла из берегов в том месте, где медитировал Васиштха. Вишвамитра был очень доволен, но Сарасвати на этом не остановилась. Она потекла на восток, неся на гребне своих волн Васиштха. Вишвамитра понял, Сарасвати решила, что лучше защитить Васиштха, чем причинить ему вред. Он разозлился и проклял Сарасвати, превратив её в реку крови.

Когда бедные мудрецы, жившие на берегах Сарасвати, пришли искупаться, они были шокированы, когда увидели реку крови. Сарасвати взмолилась им: “Я была чистой рекой, но мудрец Вишвамитра приказал мне принести его врага, доброго мудреца Васиштха. Я осознавала, что совершаю зло, но боялась гнева Вишвамитра. Поэтому я унесла Васиштха с того места, где он сидел, и вместо того, чтобы доставить невинного мудреца его жестокому коллеге, я унесла его в более безопасное место. Вишвамитра всё понял и проклял меня. Я чувствую себя такой грязной и униженной. Не могли бы Вы, Мудрецы, очистить мои воды и вернуть мне мою былую чистоту? ”.

 “ Конечно могли бы и именно этим мы и собираемся заняться прямо сейчас”,- сказали добрые отшельники, которых тронула смелость Сарасвати. Таким образом, при помощи волшебных сил Сарасвити вновь обрела свою чистоту и наполнилась водой. Поэтому её также называют Шонапунья, что в переводе с санскрита означает “очищенная от крови”.

Концепция богини Сарасвати как текущей реки крови также толкуется как символ менструальной крови у женщин, так как Сарасвати считается неиссякаемым источником очищения и обогащения земли.

Более поздняя вспомогательная ведическая литература постоянно приравнивает Сарасвати к богине речи, известной как Вак. В буддизме речь обладает древним и главным значением. Весь процесс сотворения заключён в звуке ОМ и идея создания, проистекающая от шабда-брахман (конечной реальности в форме звука), часто упоминается в древних текстах. Мантра, которая состоит из слов или звуков, также обладает мощной энергией. Считается, что мантра определённому божеству является эквивалентом самого этого божества. Произнося мантру, мы призываем божество. В звуках заключено мощное качество, и это качество воплощено в Сарасвати, богине речи. Так как Сарасвти является воплощением речи, то она присутствует везде, где слышится речь. Таким образом, она в высшей степени связана с лучшим, что есть в человеческой культуре: поэзия, литература, священные ритуалы, общение между людьми.

И по сей день, когда рождается ребёнок, на языке новорожденного бабушки рисуют мёдом пяти конечную звезду (знак Сарасвати), для того, чтобы язык – орган речи, с самого начала был связан со звездой Сарасвати.

Сарасвати всегда изображается как очень красивая, хорошо сложённая женщина с четырьмя руками, вечно молодая и грациозная. Она сидит на лотосе, рядом с ней лебедь, к груди она прижимает лютню. В руках у неё четки, книга и кувшин с водой. Книга является символов науки и учения в целом. Лютня - символом искусств, в особенности музыкальных. Чётки и графин с водой – символами духовной науки и религиозных обрядов. Сарасвати одета в бело голубое одеяние, напоминающее о её качествах реки. Она не держит в руках никакого оружия.

Её цвет белый - цвет мира. Одежда, лотос, на котором она сидит, лебедь рядом с нею, всё белое. Одеяние и внешность олицетворяют чистоту и абсолютное отсутствие искусственности.

Легенда гласит, что Сарасвати произошла изо лба своего отца Брамы. Как только Брама увидел эту красивую женщину, он сразу возжелал её, несмотря на то, что она была его дочерью. Сарасвати не нравились знаки внимания этого старого влюблённого бога, она старалась его избегать, но куда бы она ни пошла, везде возникал Брама. В результате он отрастил себе четыре лица на четырёх частях шеи, а над ними – ещё одну голову, чтобы видеть Сарасвати, даже если она будет двигаться вверх. Но она всё равно избегала его.

Брама был очень зол. Будучи создателем, он был очень могущественным. Мы не знаем как, но согласно легенде ему удалось жениться на этой неуловимой девушке и сотворить с помощью её ума четыре главных Веды. Согласно легенде Брама обнаружил, что его жена была слишком отчужденной и рассеянной, для того, чтобы любить её. Он организовал главный обряд жертвоприношения огню, во время проведения которого, его жена была обязана находиться рядом с ним. Он предупредил Сарасвати, чтобы она долго не возилась со своим туалетом и не опоздала к нужному часу. Она должна была занять своё традиционное место слева возле Брамы. Но Сарасвати так долго собиралась, что час главного совместного жертвоприношения огню мужем и женой прошёл, а они так и не успели совершить обряд. Когда она наконец-то пришла, Брама был зол. Он вышвырнул Сарасвати, а вместо неё взял дочь мудреца, Гайатри.

Сарасвати не испытала семейного счастья, у неё не было детей. У неё был вспыльчивый характер, её было легко спровоцировать, и она была очень сварливой. Она обладала очень независимой волей и была не очень любезна с мужчинами-богами.

Сарасвати жила в изгнании, к которому сама стремилась. Её спокойный, бесстрастный взгляд смотрит на прошлое как на самый настоящий опыт. Её способность вспоминать о чём - либо без гнева и чувства обиды является самым великим даром для её детей: писателей, музыкантов и создателей различных форм искусства. Все они боролись с традициями и старыми устоями, но это борьба была не эмоциональной, а интеллектуальной.

 Послание Сарасвати заключается в том, что новое и инновационное начало невозможно, если не перерезать “пуповину” старых устоев.

 
< Пред.   След. >

Рассылка Новости Vedaland.Ru

Подпишитесь на рассылку и узнавайте первым о самом важном.

Имя *
Электронная почта *
 

[+]
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • fresh color
  • hot color
  • natural color